Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке

Довзыскание не выплаченного возмещения

Вариант, когда потерпевший остается недоволен размером выплаты, заказывает независимую экспертизу, а потом обращается в суд — остается пока ещё самым распространенным по целому ряду причин. Многие граждане получили полис еще до вступления в силу норм о приоритете «натурального» возмещения. Поэтому в 2017 году такие дела встречались довольно часто.

Приведём классический пример подобного дела. Собственник автомобиля Тойота не по своей вине попал в ДТП. Страховая организация выплатила возмещение, но потерпевший остался недоволен суммой. Он заказал независимую экспертизу. Оценщик предоставил отчет, из которого следовало, что страховщик не доплатил почти 90 000 рублей.

Гражданин обратился в суд, однако ответчик ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он утверждал, что независимый эксперт нарушил методику ЦБ РФ. Судья удовлетворил ходатайство.

В итоге суд взыскал задолженность и штраф исходя из данных судебной экспертизы. Таким образом, с учетом действующей методики и справочников РСА сегодня сложно получить со страховщика дополнительную сумму в два — три раза превышающую первоначальное возмещение, как это было ещё совсем недавно. (Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска по Делу № 2-1697/2017 от 24.08.2017 года).

Как произвести взыскание утраченной товарной стоимости ТС?

УТС транспортного средства – величина условная. Она характеризуется уменьшением стоимости автомобиля после получения повреждений в ДТП. Согласно основным принципам страхования, СК (страховые компании) должны в обязательном порядке возвращать сумму УТС застрахованным лицам, но, как показывает практика, такое почти никогда не происходит. И вина здесь лежит, прежде всего, на безграмотности водителей в юридических вопросах и возможностях страховщиков.

УТС всегда начисляется при получении автомобилем повреждений, требующих проведения ремонта или замены запчастей. Всем известно, что любая деталь ТС оказывает влияние на ее пользовательские и технические характеристики. И соответственно, в случае ремонта они автоматически снижаются. В свою очередь, размер УТС определяется после проведения независимой экспертизы.

На практике доказано, что многие претензии в СК, касающиеся возмещения УТС, часто заканчиваются отказами. А все потому, что страховщики ссылаются на статью 6 пункт 2 закона об ОСАГО, переводя, тем самым, товарную стоимость авто в упущенную выгоду. Такая позиция считается противозаконной и ведет к прямому нарушению человеческих прав на получение полной компенсационной выплаты за нанесенные повреждения авто, вследствие аварии. УТС на законных основаниях считается реально полученным ущербом, поэтому подлежит выплате по любому из полисов, как по КАСКО, так и по ОСАГО.

Кроме того, УТС специалистами рассчитывается далеко не всегда. В связи с этим, чтобы получить компенсационные выплаты за этот показатель, требуется соответствовать следующим требованиям:

  • ТС не должно быть участником аварий в прошлом;
  • машина отечественной марки не может быть старше 3 лет, а иностранной – 5 лет.

Помимо этого, всем автовладельцам важно знать еще и особенности оформления страховых выплат по УТС.

  1. Ни одна СК не сможет полностью покрыть величину УТС на добровольной основе, поэтому при возникновении такой ситуации лучше всего воспользоваться услугами опытного юриста, который целенаправленно доведет дело до судебной инстанции.
  2. Итоговая величина УТС определяется в зависимости от количества запчастей, которые требуется заменить или отремонтировать, а также от площади покрытия авто, требующего покраски.
  3. За основу для расчета УТС берется рыночная стоимость автомобиля. Исходя из этого, можно сделать вывод, что чем выше начальная цена ТС, тем выше будет компенсационная выплата по УТС. Как показывает практика, при цене ТС в 200 000 рублей, стоимость УТС может реально превысить порог в 150 000 рублей.
  4. УТС начисляется даже тогда, когда автовладелец получил ранее возмещение ущерба по страховке КАСКО в форме направления в СТО для проведения ремонта.
  5. Расчет УТС ведется несколькими способами. Выбрать подходящий из них помогут специалисты.

Исключение из правил, или когда нет доверия справочникам

Новеллы привели к появлению новой категории дел, связанных с возрастом машины и с данными справочников. Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП.

Предлагаем ознакомиться:  Страхование кредита при потере работы

Как рассчитывается

Единой методики для расчета законодатель не утвердил. Однако в сети интернет имеются сайты, предоставляющие возможность при введении имеющихся данных осуществить приблизительный подсчёт суммы через онлайн калькулятор.

Как правило, страховщики обращают внимание на следующие моменты:

  • износ автомобиля;
  • возраст;
  • пробег;
  • наличие/отсутствие ДТП.

Если сумма, озвученная страховщиком, не устроила владельца машины, побывавшей в ДТП, он вправе провести независимую экспертизу и представить свой вариант расчета в суде.

   Среднемесячный заработок в соответствии с п.3 и п.4 ст.1086 Гражданского кодекса РФ.

   Берем среднемесячный доход пострадавшего за 12 месяцев/12 месяцев/12=сумма среднемесячного заработка, а если пострадавший работал меньше 12 месяцев, то берется фактическое число месяцев на число этих месяцев.

Бывают, случаи, когда пострадавший не работал в момент причинения ему вреда, то мы берем по его желанию либо предыдущий заработок до увольнения, либо обычное вознаграждение работника по его квалификации в данном регионе, но сумма не должна быть менее прожиточного минимума населения РФ. Итоговая сумма и будет являться утраченным заработком работника.

   Бывают также случаи, когда работник утрачивает частично или полную утрату трудоспособности, то он имеет право на возмещение утраченного заработка.

   Не все виды утраченного заработка одинаковы, тут имеются сложности, а именно, утраченный заработок подлежит возмещению, как за профессиональную, так и за общую утрату.

   Степень устанавливается на основании заключения учреждения медико-социальной экспертизы, именно данная экспертиза установит степень тяжести: легкий или тяжелый.

ВНИМАНИЕ: Под понятие профессиональной трудоспособности понимается, утрата работником способности выполнять качественно свои трудовые функции, которые выполнял до получения травмы.

Непредставление транспортного средства для осмотра ведет к отказу в выплате страхового возмещения

Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.

Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.

Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать.

Они есть всегда. С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной. Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.

В результате суд почти всегда взыскивает со страховой компании сумму расходов на устранение выявленных дефектов, потери товарной стоимости, возмещение морального вреда и штраф. (Решение Центрального районного суда г. Твери по делу № 2-1254/2017 от 31.08.2017 года).

Еще три — четыре года назад непредставление гражданином своего автомобиля, пострадавшего в ДТП, страховщику оставляло шанс на получение возмещения. Потерпевший, его представитель (или автоюрист) обращались в суд, который, в конце концов, взыскивал со страховой компании, возмещение, штраф и компенсацию морального вреда.

Сегодня эта практика фактически ушла в прошлое. Тем более, что даже ВС РФ (Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 года) неоднократно указывал, что предоставление автомобиля для осмотра является прямой обязанностью застрахованного.

Направляя заявление о выплате возмещения, граждане не приводят доказательств невозможности предоставить автомашину для осмотра. Вместо этого они предпочитают требовать страховое возмещение, прикладывая к заявлению, заключение независимой экспертизы. И если страховая компания отказывается выплатить деньги, то потерпевший идёт в суд.

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание страховых взносов налоговой

Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке

Скажем сразу — сегодня такие дела, как правило, заканчиваются не в пользу владельца транспортного средства. Отказывая истцу в удовлетворении требований, судья указывает, что он не исполнил своих обязанностей, возложенных на него законом об обязательном страховании гражданской ответственности. (Решение Азовского городского суда Ростовской области № 2-682/2017 от 31.08.2017 года).

Иногда сотрудники ГИБДД не могут установить, кто виноват в ДТП или выяснить степень вины участников. Слишком уж противоречивой представляется ситуация. В этом случае страховая компания выплачивает по заявлению только 50% от ущерба (абзац 4. п.22. ст.12 ФЗ об обязательном страховании ответственности).

Многие люди удовлетворяются таким исходом дела, но некоторые начинают судебные тяжбы. Однако для получения возмещения в полном размере им приходится сначала доказать вину второго участника ДТП. А это является нетривиальной задачей. Подобные дела длятся месяцами. Иногда они доходят и до Верховного Суда.

Второй вариант развития событий заключается в том, что лицо, признанное винновым в совершении ДТП, обжалует постановление инспектора ГИБДД в районном суде. Такие дела, встречаются крайне редко, но бывают. И если суд отменяет постановление и прекращает дело, то человек тут же подает иск к страховой компании о полной выплате ущерба.

Страховое возмещение, согласно поправок в Закон об ОСАГО 2017 года, должно происходить в материальной форме. Страховщик организует восстановительные ремонтные работы повреждённого ТС в пределах договорной суммы.

Принять решение о направлении авто на восстановительный ремонт в автосервис, с которым заключен договор, либо о предоставлении пострадавшему мотивированного отказа страховщик должен не позднее 20 календарных дней, с момента принятия заявления от пострадавшего.

В том случае, когда СТО выбирает пострадавшее в ДТП лицо (по договорам, заключенным после 28.04.2017) принятие решения страховой компанией, составляет не более 30 дней.

Если договора заключались с 28.04 2017 года, период восстановительного ремонта не может составлять более 30 дней с момента предоставление ТС на станцию техобслуживания либо передачи его страховщику.

Когда страховой игнорируются сроки выплаты страховки или не возмещается вред, с компании можно потребовать неустойку 1% от суммы страховки. За просрочку страховой компанией времени направления мотивированного отказа пострадавшему, неустойка составляет 0,5% от всей суммы страховки.

Сумма страховки, в рамках которой страховщик должен возместить пострадавшему в аварии лицу вред, при наступлении страхового случая составляет:

  • В части, когда возмещается вред жизни либо здоровью не более 500 000 руб.
  • Когда возмещается вред, причиненный имуществу не более 400 000 руб.

Недостающую сумму страхового возмещения между фактическим размером вреда и страховой

Взыскание с виновника

После того как автомобиль стал участником дорожного происшествия, он получает повреждения, которые могут быть механическими и не механическими. Такого рода дефекты, как правило, могут влиять на уменьшение имущественной ценности машины. Страховщики, считая выплату, исключают из нее УТС, компенсируя лишь цену, необходимую для ремонта, но разницу между стоимостью его до аварии и после не учитывают.

Утрата стоимости проявляется в том случае, если был поврежден кузов, салон. В результате ремонтных работ могли быть проведены работы по исправлении геометрии кузова, его покраске и иного рода работы, которые привели к замене каких-либо элементов автомобиля.

Собственнику транспортного средства, застрахованного по КАСКО, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий для возмещения утраченной стоимости машины:

  1. Составить претензию на имя страховщика с указанием обстоятельств аварии, имеющихся повреждений и предложением произвести выплаты. Документ составить в 2 экземплярах, один из которых передать уполномоченному лицу, а на второй получить штамп о принятии.
  2. Произвести оценку УТС у независимого эксперта, который не связан со страховой компанией.
  3. Если страховщик не отвечает на претензию в течение 30 дней после ее получения или присылает ответ с отказом, то гражданин вправе обратиться в суд. Госпошлина по делам о защите прав потребителей истцом не уплачивается.
  4. В страховой организации необходимо взять справку по форме №154 для приложения ее к иску.
  5. Если владелец авто, не дождавшись выплат, произвел ремонт машины, необходимо предоставить в суд заказ-наряд и иные документы, подтверждающие этот факт.

Взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника можно только в тех ситуациях, когда все условия возмещения ущерба соблюдены. Осуществить подобные действия автовладелец вправе исключительно посредством разбирательства в суде. Исходя из опыта автомобилистов, виновник ДТП часто идет в отказ и не возмещает ущерб, ссылаясь на законодательство и правила страхования, в которых нет пункта, обязывающего его выплачивать УТС пострадавшей стороне.

Максимальный предел выплат по ОСАГО составляет 400 000 руб. Если сумма компенсации превышает данный максимум, то ее можно взыскать с виновника аварии. При этом алгоритм следующий:

  1. Направление претензии в страховую компанию, на которую она даст отрицательный ответ в связи с тем, что предусмотренный законодателем лимит для выплат исчерпан.
  2. Обращение в суд за УТС. Ответчиком указывается виновник аварии.
  3. К иску необходимо приложить заключение независимого эксперта о сумме ущерба и справку от страховщика о том, какая компенсация была выплачена для восстановления автомобиля.
Предлагаем ознакомиться:  Уголовная амнистия Что мы знаем об амнистии и в каких случаях е можно достичь

Учитывая тот факт, что ВС РФ обязал производить выплаты, суд может встать на сторону истца и удовлетворить его требования.

Компенсация за потерю товарного вида производится страховщиком в рамках 400 000 руб., установленных законодателем для выплат по ОСАГО. Если лимит превышен, можно попробовать взыскать деньги с виновника ДТП. Для определения суммы ущерба необходимо получить официальное заключение независимого эксперта, которое и будет являться основанием для заявления суммы в исковых требованиях.

Каждый правообладатель авто по закону обязан оформить ОСАГО на свое ТС. Возмещению подлежит:

  • Вред, нанесенный имуществу.
  • Вред, нанесенный здоровью.
  • Заработок, если он был утрачен.
  • Расходы, связанные с погребением.

В первую очередь, пострадавший может потребовать от страховщика возместить вред, нанесенный его имуществу.

Такое возмещение будет выплачено, когда одновременно соблюдаются указанные ниже условия:

  • Результатом ДТП было повреждение имущества и отсутствовал вред жизни либо здоровью.
  • Происшествие произошло сразу с двумя либо более авто (касается ДТП, произошедших после 25.09.2017), если участники ДТП имеют ОСАГО).

Эти дела встречаются, как и прежде, новшества их не коснулись. Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, то потерпевший вправе подать иск в суд, чтобы взыскать с него ущерб. Однако процент реального взыскания по таким делам невелик. Как правило, причинители вреда — люди малообеспеченные. Они приобретают страховку «подешевле» или «с большими скидками» в сомнительных фирмах, а в результате оказываются с поддельными полисами на руках.

Встречаются также граждане, которые не имеют даже фиктивного полиса. Среди них много мигрантов и лиц, не проживающих по месту регистрации. С них взыскать практически ничего невозможно.

Взыскание разницы между возмещением и фактическим ущербом

Бывает, что размер ущерба, нанесенного потерпевшему, превышает границу страхового возмещения, установленную законом. В этом случае разница взыскивается с виновного. Эта практика сложилась еще в «нулевые» годы. Кстати, пик подобных дел пришелся на первую половину 2015 года, когда рубль сильно обесценился.

Краткие выводы

Новеллы в сфере ОСАГО уменьшили число мошеннических действий со страховками и поставили преграду перед недобросовестными экспертами. Кроме того, они облегчили жизнь страховому бизнесу. Увеличение максимального размера выплат также положительно сказалось на ситуации. Этого отрицать нельзя. С другой стороны, переход на приоритетное возмещение в виде ремонта ограничило права собственников транспортных средств и привело к многочисленным жалобам на некачественную работу СТО.

Вызывают вопросы и цены, указанные в справочниках РСА. Они формируются на основании статистических данных, которые являются заниженными. В конце концов, россияне покупают товары и услуги исходя из цен, указанных в ценниках, а не по данным Росстата.

В результате, все эти новеллы изменили судебную практику, а итог рассмотрения каждого дела по взысканию выплат стало трудно предугадать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателям, попавшим в ДТП не надеяться на свои силы, а обращаться за помощью к грамотным и профессиональным юристам, которые смогут помочь в этой непростой ситуации.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector