Получение статуса налогового резидента рф

Требуется ли представлять сертификат налогового резидентства ежегодно?

27 ноября 2017 года был подписан Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».

Автоматический обмен финансовой информацией будет осуществляться на основе разработанного ОЭСР стандарта (Common reporting standard — CRS), который устанавливает содержательные и технические детали обмена.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В России такую информацию будут собирать и передавать в налоговую службу кредитные организации, страховщики, осуществляющие добровольное страхование жизни, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд и ряд других организаций.

В Россию же поступят сведения о счетах российских налоговых резидентов и счетах принадлежащих им зарубежных компаний. Полноценно обмен информацией в автоматическом режиме начнется после подписания Россией отдельного двустороннего соглашения со страной, желающей осуществить такой обмен.

ФНС разработала и утвердила новый порядок подтверждения статуса налогового резидента России. Такое подтверждение нужно налогоплательщику для применения положений международного соглашения об избежании двойного налогообложения.

Уже с 1 января 2017 года на сайте www.nalog.

ru каждый налогоплательщик сможет подать заявление на подтверждение статуса налогового резидента с помощью нового электронного сервиса, а также в «Личном кабинете налогоплательщика-физического лица».

Основные случаи, в которых может потребоваться документальное подтверждение налогового резидентства лица или организации, следующие:

  • необходимость использования льготных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) в отношении доходов, выплачиваемых в адрес иностранного лица. В этом случае сертификат должен быть предоставлен источнику выплаты доходов – налоговому агенту (withholding agent);
  • необходимость уточнения наличия/отсутствия или объёма налоговой обязанности лица в той или иной стране;
  • необходимость подтверждения наличия статуса налогового резидента того или иного государства для иных целей (например, для представления в обслуживающий банк в качестве доказательства статуса лица для целей автоматического обмена информацией по стандарту CRS).

Для юридических лиц сертификаты налогового резидентства наиболее востребованы в первом случае – при применении международных налоговых соглашений, предусматривающих освобождения или пониженные ставки налога, удерживаемого у источника выплаты дохода.

В Письмах Минфина России от 19 августа 2015 г. № 03-08-05/47828 и от 2 декабря 2015 г. № 03-08-05/70230 отмечается, что согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 НК РФ, предусматривающей подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, она не содержит норм, ограничивающих период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов).

Кроме того, суды делают выводы о том, что если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (Определение ВС РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210).

Получение статуса налогового резидента рф

Однако если за период, прошедший с момента выдачи подтверждения постоянное местонахождение иностранной организации изменяется, то согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент.

В каких случаях требуется сертификат налогового резидентства?

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;

  • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

  • данные миграционных карт;

  • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.

В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.

Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.

В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.

Предлагаем ознакомиться:  Незаконное отсутствие на службе и за пределами гарнизона - что грозит

Для целей уплаты налога на прибыль налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

  1. российские организации;

  2. иностранные  организации,  признаваемые  налоговыми   резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

  3. иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено   международным договором по вопросам налогообложения.

При этом, российскими организациями признаются — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются —  иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Получение статуса налогового резидента рф

При этом налоговые резиденты — организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

Налоговое резидентство – это статус лица (физического или юридического) для целей налогообложения. Статус налогового резидента представляет собой «привязку» лица к определённому государству, которое имеет право на взимание налогов с доходов такого лица, то есть распространяет на данное лицо свою налоговую юрисдикцию.

Налоговое резидентство или его отсутствие определяется по критериям, установленным национальным налоговым законодательством. При этом страна налогового резидентства физического лица может не совпадать со страной его гражданства, а юридического лица – со страной его регистрации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Например, в России для целей налога на доходы физических лиц налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ).

Что касается юридических лиц, налоговыми резидентами РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 246.2 НК РФ признаются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (для целей применения этого международного договора);
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация (если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения).

Однако, его главная функция неизменна – это официальное (то есть исходящее от компетентных государственных органов) подтверждение того, что конкретное лицо является резидентом того или иного государства в смысле налогового законодательства.

По общему правилу (согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ), исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов. Речь идёт о доходах иностранных организаций от источников в Российской Федерации, к которым относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида;
  • доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  • доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
  • иные аналогичные доходы.

Другими словами, при каждой выплате любого из вышеуказанных доходов в пользу иностранной организации российская организация (налоговый агент) должна исчислить и удержать сумму налога по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 310 НК РФ.

Получение статуса налогового резидента рф

Не подлежат обложению налогом у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимости в РФ и акций компаний с недвижимостью в РФ более 50%), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ.

Если доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, не облагаются налогом (или облагаются по сниженным ставкам) в соответствии с СИДН, соответствующие освобождения или льготы применяются при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, российскому налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ (то есть, сертификата о налоговом резидентстве).

Предлагаем ознакомиться:  Сколько начисляют алиментов безработному

При применении СИДН при различных трансграничных выплатах, сертификат налогового резидентства служит подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, являющейся получателем дохода, выплачиваемого из России.

Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Предоставление иностранной организацией указанного подтверждения (а также подтверждения наличия фактического права на доход) налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Для получения такого подтверждения иностранная компания должна своевременно обратиться в компетентный (обычно – налоговый) орган своей страны в соответствии с процедурой, установленной местным законодательством.

Российская организация (налоговый агент), в свою очередь, должна располагать сертификатом налогового резидентства иностранного получателя дохода как на момент выплаты дохода и удержания налога, так и в последующем, для возможности его представления налоговому органу в случае проверки правильности исчисления и уплаты налога.

Например, российская компания приняла решение о выплате дивидендов своему участнику – люксембургской компании. Если люксембургская компания имеет фактическое право на указанный доход, а также напрямую владеет не менее 10% капитала российской компании и инвестировала в него не менее 80000 евро или эквивалентную сумму в рублях, российская компания вправе удержать налог у источника выплаты по сниженной ставке 5%, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 СИДН, заключенного между Россией и Люксембургом от 28 июня 1993 г.

(вместо ставки 15%, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ). Для этого люксембургская компания должна своевременно (до даты выплаты дохода) предоставить дочерней российской компании сертификат, подтверждающий, что она является резидентом Люксембурга в смысле указанного СИДН. К слову, для применения в России такой сертификат не требует апостиля в соответствии с пунктом 3 Протокола к указанному СИДН от 21 ноября 2011 г.

Сертификат налогового резидентства при применении налоговых соглашений

Прочие виды доходов от источников в РФ (напр., роялти, проценты по займам, доход от продажи недвижимости в РФ и др.) при невозможности применить освобождения, предусмотренные соответствующим СИДН (в том числе по причине непредставления сертификата резидентства получателя дохода), облагаются согласно НК РФ по ещё большей ставке – 20%.

Таким образом, от факта представления или непредставления сертификата о налоговом резидентстве напрямую зависит сумма подлежащего удержанию налога и итоговый размер дохода, который получит на руки иностранный контрагент.

Когда получить сертификат о налоговом резидентстве невозможно?

Если иностранная компания не удовлетворяет (или не полностью удовлетворяет) критериям налогового резидента по законодательству страны своей регистрации, она не сможет получить сертификат налогового резидентства, а российская компания (налоговый агент) будет не вправе применить льготные положения СИДН при исчислении, удержании и уплате в России налога у источника выплаты.

Ситуации, когда иностранная компания или иная структура не сможет получить официальное подтверждение своего налогового резидентства в стране своей регистрации, характерны:

  • во-первых, для компаний, не удовлетворяющих тесту налогового резидентства по законодательству страны своей регистрации. В основном такая ситуация имеет место в тех странах, где критерием резидентства является место «управления и контроля» над компанией. На практике речь идёт как минимум о наличии директора (или определенного числа членов совета директоров), являющихся резидентами страны регистрации компании и фактически (не номинально) управляющих ею с территории данной страны. Помимо указанного признака дополнительно анализируется и целый ряд других;
  • во-вторых, (что является частным случаем первого), для партнёрств, полностью состоящих из партнёров – нерезидентов по отношению к стране регистрации партнёрства. В силу принципа налоговой «прозрачности» такие партнёрства не могут считаться резидентами страны своей регистрации, так как их прибыль облагается налогом на уровне каждого из партнёров в странах их налогового резидентства.

Нужен ли апостиль на сертификате налогового резидентства?

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В середине 2000-х годов ФНС России сообщала о наличии взаимных договоренностей о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, лишь с некоторыми государствами: Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Азербайджан, США, Кипр, Словакия (Письмо ФНС России от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988).

Предлагаем ознакомиться:  Гарантийный срок зпп

Новый порядок подтверждения статуса резидента рф в федеральной налоговой службе

На сегодняшний день профильное ведомство (Минфин России) в целом признаёт избыточный характер требования апостилировать (легализовать) сертификаты налогового резидентства, которое ещё встречается на практике в силу «инерции» и следования общему принципу, согласно которому официальные документы иностранного происхождения для применения в России (и наоборот) должны быть легализованы или иметь апостиль.

Уже в 2009 году в Письме Минфина России от 1 июля 2009 г. № 03-08-13 указывалось, что «исходя из сложившейся практики, иностранные государства принимают без проставления апостиля официальные документы Российской Федерации, исполненные на официальных бланках компетентных органов и подписанные официальными уполномоченными лицами, в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения», тогда как «требование российской стороны проставления апостиля на вышеуказанных официальных документах иностранных государств может привести к тому, что … к российским официальным документам может быть предъявлено требование обязательного апостилирования, что значительно усложнит процедуру оформления таких документов для российских налогоплательщиков…».

Данный подход основан на положениях Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., согласно которой проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В ряде последних писем 2017-2018 гг. Министерство финансов РФ указывает на то, что принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля на сегодняшний день прямо позволяют СИДН, заключенные между РФ и следующими странами: Гонконг, Казахстан, Китай, Латвия, Люксембург, Мальта, ОАЭ, Сингапур, Швейцария.

Например, согласно пункту 3 Протокола от 20 декабря 2010 г. к СИДН между Россией и Латвией, «компетентные органы обоих Договаривающихся Государств не должны требовать проставления апостиля ни на каких документах, необходимых для применения настоящего Соглашения», к которым, безусловно, относится и подтверждение налогового резидентства.

Кроме того, ведомство отметило, что включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.

На указанном основании Минфин России делает вывод о том, что наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов, подтверждающих статус налогового резидентства.

Вышеуказанная позиция приводится в Письмах Минфина России от 3 апреля 2018 г. № 03-08-05/21444, от 28 ноября 2017 г. № 03-08-05/78765, от 16 января 2018 г. № 03-08-05/1523, от 1 июля 2009 г. № 03-08-13.

Несмотря на это, ФНС России в нескольких своих письмах предприняла ещё одну попытку обосновать необходимость апостилирования/легализации сертификатов о налоговом резидентстве, ссылаясь на особенности действия Гаагской конвенции 1961 г. и «отсутствие в действующем законодательстве РФ положений, отменяющих необходимость апостилирования иностранных официальных документов» (см. напр.

, Письмо ФНС России от 29 января 2016 г. № ОА-4-17/1265@). Минфин России в своем Письме от 21 апреля 2016 г. № 03-08-РЗ/23009 сообщил о том, что указанное письмо ФНС (и другие письма, содержащие аналогичную позицию) не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству РФ о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Минфина России.

Позднее, в Письме от 26 июля 2016 г. № 03-08-13/43631 Минфин России специально отметил, что принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 № 03-08-07, от 01.07.2009 № 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты, подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Таким образом, руководствуясь текущей позицией Минфина России, апостиль на сертификате налогового резидентства иностранной организации как правило не требуется. Однако, перед получением от иностранной организации сертификата всё же рекомендуется специально уточнить, имеется ли в тексте соответствующего СИДН (или протоколах к нему) либо на межведомственном уровне письменная договоренность о приеме документов без апостиля.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector