Вызывают в налоговую в качестве свидетеля: как не оговорить себя?

Когда ФНС может вызвать на допрос?

Стандартная причина вызова в налоговую для дачи пояснений может стать необходимость проверки фактов. Здесь следует помнить, что когда приглашают в гос.инспекцию, то это вовсе не означает, что проверять будут именно деятельность вызываемого лица.

Это может случиться совершенно в любой ситуации, например:

  • сотрудник предприятия вызывается для дачи показаний по поводу правонарушений, допущенных руководителем фирмы, либо ее владельцами, иными лицами, в отношении которых и была инициирована данная проверка;
  • руководитель фирмы-контрагента, для последующей проверки по документации. Могут вызывать бухгалтера или другого сотрудника, который расписывался в соглашениях.

С другой сторон, недооценивать работников налоговой службы тоже не стоит. Центральная задача налоговиков — выявить правонарушение. Для достижения цели, инспекторы часто используют провокационные и очень неудобные вопросы.

Формально, гражданин вправе проигнорировать такой вызов, поскольку официальная повестка не приходила. Никаких штрафов за это не назначается. Более того, привод к инспектору ФНС в принудительном порядке тоже не предусмотрен законом.

Штраф может быть назначен, но только, если гражданин игнорирует повестку, отправленную заказным путем:

  1. Наказание составляет 1 тыс. рублей.
  2. За отказ от дачи объяснений, но без объективного основания, либо за дачу недостоверных пояснений, размер штрафа возрастает до 3 тыс. рублей.

Вызывают в налоговую в качестве свидетеля: как не оговорить себя?

Вызов по телефону – это скорей приглашение на беседу, чем жесткое требование. Для приглашаемого лица такой вариант удобен, поскольку позволяет заранее выяснить причину вызова на беседу.

Зависит от того, будет ли свидетель приглашен в налоговый орган или налоговый инспектор планирует провести допрос в помещении самого налогоплательщика или вовсе на улице.

В первом случае, очевидно, что свидетеля надо как-то пригласить, и ФНС РФ рекомендует это делать повесткой. Но налоговый инспектор может и сам прийти к свидетелю, тогда отсутствие повестки не является нарушениемПостановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2016 № Ф09-9287/16 по делу № А76-26441/2015.

Возможность привлечения лица к ответственности за неявку, либо уклонение от явки на допрос будет зависеть не только от самого факта получения или неполучения повестки, но от причин, из-за которых повестка не была получена.

Если имело место объективное препятствие, не позволившее получить повестку, например, повестка была направлена налоговым органом, однако по вине почты корреспонденция доставлена не была, то вызываемое лицо к ответственности привлечено не будет.

Если же повестка не была получена, например, потому что человек не проживает по месту регистрации, то неполучение повестки не будет признаваться судом в качестве уважительной причины неявки на допрос.Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 04.05.2016 по делу № 33а-2144/2016.

Напомним, что при направлении повестки по почте заказным письмом такое письмо считается полученным на шестой день со дня отправки заказного письма.п. 4 ст. 31 НК РФ

Налоговый инспектор при наличии телефона физического лица может позвонить ему и пригласить явиться в инспекцию для проведения допроса. Однако в таком случае обязанности по явке в налоговый орган не возникает.

Иногда сотрудники налоговых органов просят ответить на интересующие их вопросы по телефону или с помощью современных средств связи. Однако показания, полученные в результате такого разговора, не будет признаваться судами надлежащим доказательством по делу.

Так, например, Суд не принял в качестве доказательства Письмо Оперативного управления Службы экономической безопасности ГУВД по г. Москве в качестве надлежащего доказательства, представленного налоговым органом, поскольку изложенная в письме информация получена от физических лиц в телефонной беседе, налоговый орган указанных лиц для допроса в качестве свидетелей не вызывал, а потому такое письмо признано не соответствующим требованиям ст. 90,99 НК РФ.

В данном примере сведения от физических лиц были получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, однако считаем, что такой подход  будет справедливым и по отношению к мероприятиям налогового контроля.

Ключевыми словами тут являются «любое физическое лицо».

Состав лиц, которых нельзя допрашивать, ограничен п. 2 ст. 90 НК РФ только двумя категориями лиц:

  1. Лица, которые не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (дети в возрасте до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

  2. Лица, получившие сведения о налогоплательщике в связи с исполнением профессиональных обязанностей, и на такие сведения распространяется режим профессиональной тайны (адвокаты, аудиторы, нотариусы, и даже врачи и священнослужители).

Иными словами, можно ли проводить допрос до проверки, во время ее приостановления и после окочания?

НК РФ вновь не дает однозначного ответа. 

В июле 2013 года вышло Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57, в котором были даны следующие пояснения (п. 26, 27 Постановления): 

  • проводить допрос можно до момента начала налоговой проверки;

  • во время приостановления налоговой проверки проводить допрос сотрудников налогоплательщика не допускается, но только на территории самого налогоплательщика;

  • при этом, во время приостановления проверки, допрос возможен вне территории налогоплательщика.

Что касается проведения допросов после окончания налоговой проверки, то в судебной практике подходы разные, но можно выделить следующие тенденции:

  • протокол допроса, составленный после окончания проверки, но до вынесения решения, не является надлежащим доказательством, если налогоплательщик не был с ним ознакомлен.Постановление АС ВСО от 01.11.2018 № Ф-02-5141/2018 по делу № А33-32012/2017 Можно продолжить рассуждения: если свидетель был ознакомлен с протоколом, то такой протокол допускается в качестве доказательства;

  • протокол допроса, составленный после окончания налоговой проверки (в ходе рассмотрения дела судом) является ненадлежащим доказательством;Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2017 N Ф06-7969/2016 по делу № А55-11768/2015; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.08.2019 № Ф10-3403/2019 по делу № А62-8847/2017.

  • протоколы допросов, составленные после вынесения решения по результатам проведенной налоговой проверки не могут являться надлежащим доказательством, за исключением тех случаев, когда налоговый орган не мог провести допрос в ходе проверки.Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.06.2019 № Ф04-2040/2019 по делу № А67-8642/2017

С 3 сентября 2018 года налоговый орган обязан вручить копию протокола свидетелю лично под расписку (п. 6 ст. 90 НК РФ).

Более того, настоятельно рекомендуем получить копию протокола допроса. Это нужно для того, чтобы у налогового органа не было возможности исправить какие-либо формальные недочеты после окончания допроса.

Важно иметь ввиду, что копия протокола вручается именно допрошенному лицу, а не его проверяемому налогоплательщику. 

Налоговый орган зачастую не прикладывает к акту проверки документы, которые подтверждают правомерность действий налогоплательщика, ссылаясь на п. 3.1. ст. 100 НК РФ, который предусматривает обязанность налогового органа прикладывать к акту только документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства. А если нарушение не подтверждается протоколом, то и прикладывать к акту проверки его не обязательно.

Вызывают в налоговую в качестве свидетеля: как не оговорить себя?

Именно поэтому налогоплательщик заинтересован в том, чтобы выявить всех лиц, вызванных на допрос в рамках проверки, чтобы получить от них копии протоколов допроса и ссылаться на них в качестве доказательств экономической обоснованности ведения бизнеса.

Основаниями для признания протокола допроса недопустимым доказательством будут являться:

  • неуведомление допрашиваемого лица об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, либо за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренной статьей 128 Налогового кодекса РФ;

  • отсутствие в протоколе даты его составления, места проведения допроса;

  • отсутствие подписи инспектора, проводившего допрос;

  • отсутствие информации о свидетеле, которая должна быть отражена в протоколе допроса.

Однако, надеяться на такие нарушения практически бессмысленно — налоговые инспекторы допускают их крайне редко.

А вот то, что требует внимания всякий раз, когда допрашиваемое лицо подписывает протокол, так это формулировки заданных вопросов и то, как инспектором зафиксированы ответы на них.

Рекомендуем обязательно перечитывать протокол перед подписанием. Нередко из-за особенностей субъективного восприятия оказывается, что ответ был записан не полностью, вырван из контекста либо записан таким образом, что имеет противоположное или неоднозначное значение.

Ну и конечно не стоит забывать, что допрос — это способ донести до налогового органа свою позицию, важную информацию о специфике бизнеса, что, не исключено, приведет к положительному исходу налоговой проверки.

Протокол допроса – это доказательство по делу. Как любое доказательство, протокол должен отвечать признаку законности (соответствия закону).

Незаконным протокол может признать:

  • суд в соответствующем решении;

  • сам налоговый орган, рассматривающий материалы проверки по делу о налоговом правонарушении. В случае, если должностное лицо налоговой инспекции посчитает, что протокол является незаконным, то должно быть принято решение о повторном допросе (например, в ходе мероприятий налогового контроля);

  • вышестоящий налоговый орган в ходе рассмотрения жалобы налогоплательщика может установить признаки незаконности протокола и исключить этот документ из числа доказательств. При этом, самостоятельно вышестоящий налоговый орган сбором доказательств не занимается, за исключением случаев перепроверки, которая случается крайне и крайне редко.

Общий порядок проведения мероприятия по допросу

Допрос — это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).

Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.

Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.

Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.

Предлагаем ознакомиться:  Вызов директора в налоговую для дачи пояснений

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Вызывают в налоговую в качестве свидетеля: как не оговорить себя?

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Кроме того, если свидетель живет в одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Допрашивать могут любое лицо, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.

Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ.

Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.). Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

  2. лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

В Приказе — ММ-3-06/338 от 31.05.2007 года указано, что специалисты могут использовать специальную форму вызова или оформить стандартное письмо. Нарушителя или свидетеля обязательно вызывают повесткой, в которой должны присутствовать данные:

  • дата, время и место проведения допроса;
  • ФИО и статус вызываемого лица;
  • цели приглашения и основания;
  • данные вызывающего лица, телефон.

Документ может быть отправлен в виде почтового сообщения. Повестка отправляется заказным посланием или непосредственно в руки, но только под личную роспись гражданина. На практике, налоговики указывают цель вызова общими словами, что не позволяет сделать каких-либо выводов.

Когда на допрос уже вызвали, то формально, мероприятие ничем не отличается от регламента, действующего в органах дознания. Речь идет о таких действиях:

  1. Сначала уточняется ФИО визитера, а потом, проверяются его документы.
  2. Инспектор обязан удостовериться, что имеет право допрашивать гражданина, которому вменяется нарушение закона или в качестве свидетеля. Иными словами, человек должен быть совершеннолетним и дееспособным, понимать русский язык. Когда проверка выполнена, в протоколе делается специальная пометка.
  3. Вызванное лицо подписывает предупреждение о санкциях за дачу ложных данных и документ о фиксации допроса на аудио- и видео.
  4. В протоколе описывается ход допроса, указываются данные всех участников и фиксируются приведенные факты.

По завершению общения, свидетель обязан проверить правильность ответов и подписать протокол на каждом листке. Копия ему выдается обязательно.

Можно ли отказаться от дачи свидетельских показаний?

Каких-либо ограничений по тому, где может проводиться допрос свидетеля, НК РФ также не содержит. 

Таким образом, налоговый инспектор вправе «подкараулить» свидетеля на выходе с работы, на лестничной площадке, на лавочке в парке, иными словами — где угодно.

И да, и нет.

Многие знакомы со статьей 51 Конституции РФ согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. К близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Однако на практике все не так однозначно.

Если лицо является акционером (участником) или директором проверяемого юридического лица, суды указывают, что свидетельские показания такого физического лица не влияют на его законные права и интересы как физического лица, поскольку связаны с финансово-экономической деятельностью общества. Отказ от дачи показаний на все вопросы, независимо от их смысла, свидетельствуют о намеренном препятствии лицом осуществлению полномочий налогового органа.

Вывод: не стоит отказываться от дачи показаний сплошным методом. Правом, предусмотренным 51 Конституции РФ, пользоваться можно, но делать это надо выборочно, оценивая каждый вопрос на предмет того, затрагивает ли он допрашиваемого свидетеля, либо его близких родственников.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность свидетеля за неявку, либо уклонение от явки без уважительных причин в виде штрафа в размере тысячи рублей, и за неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний в размере трех тысяч рублей.

Уголовной и административной ответственности за неявку и дачу заведомо ложных показаний при проведении допроса как мероприятия налогового контроля нет, хотя об обратном предупреждает стандартная форма протокола допроса. 

Однако, если наряду с налоговой проверкой, возбуждено уголовное дело, то за отказ или уклонение от дачи свидетельских показаний в рамках расследования преступления об уклонении от уплаты налогов уголовная ответственность уже предусмотренаст. 307, 308 УК РФ

Ответственность свидетеля установлена статьей 128 Налогового кодекса РФ и предусматривает два случая:

  • неявка или уклонение от явки для дачи показаний – штраф 1000 руб.

  • неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – 3000 руб.

Следует помнить, что неявка или уклонение от явки возможно только на основании врученной свидетелю повестки.

Нет повестки – нет уклонения. В том числе, если свидетеля пытаются здесь и сейчас опросить либо по телефону просят прийти в инспекцию, то здесь нет никакого уклонения, поскольку нет факта вызова на допрос.

В этой части необходимо учитывать, что налоговое законодательство предусматривает правило, согласно которому любое отправленное налоговым органом почтовое сообщение считается полученным на 6-ой день, независимо от факта его получения (пункт 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ).

Однако, привлечение к ответственности подразумевает установление вины правонарушителя (статья 109 Налогового кодекса РФ), которая в данном случае конечно же отсутствует, поскольку лицо не знало и не могло знать о том, что в его адрес направлена повестка.

В части неправомерного отказа от дачи показаний тоже есть интересные особенности.

Отказ от дачи показаний должен быть именно неправомерным.

Правомерный отказ предусмотрен статьей 51 Конституции РФ, о которой выше уже имеется упоминание (право не свидетельствовать против самого себя, супруга, родственников).

Широкая трактовка данного основания может привести до абсурда: например, налоговики проверяют работодателя и вызывают одного из работников, который отказывается от дачи показания, мотивируя это тем, что претензии налоговиков могут негативно сказаться на проверяемом налогоплательщике, его платежеспособности и, в конечном счете, на зарплате свидетеля.

Неудобное время для допроса

Вызывают в налоговую в качестве свидетеля: как не оговорить себя?

Понятие неудобного времени в Налоговом законодательстве не сформулировано. То есть Вас могут вызвать на допрос, если даже свидетель находится в отпуске, учится или болеет. Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах. В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Если работник не может прийти на допрос, то целесообразно представить соответствующие документы:

  • листок нетрудоспособности;

  • документы, свидетельствующие о нахождении в командировке, например, билеты, документы о бронировании и оплате гостиницы.

Общий порядок проведения мероприятия по допросу

Свидетель вправе пользоваться юридической помощью при даче пояснений в качестве свидетеля, но не заменять себя на иное лицо, в том числе на представителя по доверенности. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у него доверенности, предусматривающей такие полномочия.Решение ФНС России от 11.04.2018 № СА-3-9/2269@

При этом ФНС РФ не отрицает, что адвокат вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Но ответы на вопросы при проведении допроса свидетель дает самостоятельно.Письмо ФНС России от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@

Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 НК РФ указано лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).

Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.

На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.

Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.

Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.

Предлагаем ознакомиться:  Отказ от отцовства по обоюдному согласию

Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.

Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.

Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).

Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.

Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:

  • перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;

  • затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;

  • в протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;

  • до момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;

  • после этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.

Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.

Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом;

  • ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеются подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;

  • после окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.

Протокол не обязательно должен быть заполнен шариковой ручкой. Можно его изготовить машинописным способом (на компьютере).

Инспектор может предложить свидетелю дать образцы своего почерка (подписи). Но, это дело добровольное, обязать никто не может. Хотя за отказ от дачи условных образцов почерка свидетель подписывается отдельно (можно расценивать как образец, не говоря уже о том, что в протоколе еще несколько подписей отдельно проставляются — на каждой странице под текстом, в местах ознакомления со статьями 51 Конституции РФ и 128 Налогового кодекса РФ, после сведений об идентифицирующих личность данных).

Время, в течение которого возможен допрос ничем не регламентируется. Период времени суток, в рамках которого возможно проведение допроса, также не ограничен во времени.

В этой части можно считать возможным применить аналогию права и обратиться к статьям Уголовно-процессуального кодекса РФ, в котором этот вопрос отрегулирован четко: допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего можно смело требовать перерыв для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не может превышать 8 часов (статья 187 УПК РФ). Допрашивать в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) разрешено только в исключительных случаях.

При этом, у инспектора нет никакого права задержать свидетеля либо принудительно заставить его отвечать на вопросы. Не может инспектор осуществить принудительный привод. Такое право есть только у сотрудников полиции и дано оно им в строго определенных случаях.

Общий порядок проведения мероприятия по допросу

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

В письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (пункт 5.1) даны рекомендации о вызове свидетеля для дачи показаний повесткой.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендовано (то есть не обязательно) включать сведения:

  1. о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

  2. о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;

  3. о месте проведения допроса.

На практике, в случае проведения допроса по месту нахождения свидетеля, повестка не оформляется (зачем ее оформлять, если уже допрос идет).

Следует отметить, что вызов по телефону «к делу не пришьешь».

Нередко сами налоговики не сильно разбираются, как правильно вызывать на допрос и оформляют вместо повестки «уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», форма которого, в отличие от повестки, утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Уведомление оформляется о вызове для дачи пояснений, а не допроса, что не одно и то же.

Однако, если из «уведомления» четко следует, что вызывают конкретное физическое лицо, то явиться это лицо обязано.

Вызвать на допрос могут и по телефону. Хотя данный способ ничем не предусмотрен, его активно используют инспекторы, чтобы сэкономить время либо отыскать нерадивого свидетеля, который не получает повестки по каким-либо причинам.

Правовые последствия вызова по телефону такие же, как отсутствие телефонного звонка. То есть, в таком случае явка будет добровольной, а неявка не повлечет штрафа.

Обязательной является только явка по повестке.

Наиболее частые вопросы на допросе

Методические рекомендации ФНС РФ от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ содержат перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. Данные вопросы подлежат выяснению по всем подозрительным контрагентам.

1. Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «1»?

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

3. Кто назначил Вас на эту должность?

4. Где и кем Вы работали до ООО «1»?

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «1» — это новые профессиональные навыки?

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1»?

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1», то каким образом это происходит?

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «1» учредителям?

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?

12. Как происходит поиск контрагентов?

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

17. Одобрение того или иного контрагента — это решение единоличное или коллегиальное?

18. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

19. Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

20. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

21. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

22. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

23. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

24. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

25. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

26. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

27. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

28. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

29. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

30. В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?

31. Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

32. Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу?

33. Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?

34. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

35. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет?

36. Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком?

37. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

38. В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО «1»?

39. Кто составляет претензии от ООО «1» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

Предлагаем ознакомиться:  На первом допросе у следователя по уголовному делу

40. Есть ли в ООО «1» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации?

41. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

42. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Имеются ли у допрашиваемого какие-либо права, гарантии?

Налоговый кодекс РФ не регламентирует детально процедуру допроса свидетеля, однако, в данном случае, на наш взгляд, возможно использовать нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ по аналогии.

В отношении процедуры допроса имеются следующие ограничения:

  • Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов;

  • Продолжение допроса допускается после перерыва не менее, чем на 1 час для отдыха и принятия пищи;

  • Продолжительность допроса не должна в течение дня превышать 8 часов;

  • Допрос свидетеля не может проводиться в ночное время (с 22 часов до 6 часов по местному времени).

Советы в отношении участи в допросе

Целесообразно заранее подготовиться к проверке.

Но если компания не уверена в своих силах, знает о существенных рисках, то целесообразно пригласить представителя. Лучше, если это будет не адвокат, а эксперт по налогам.

Налоговый адвокат может защитить интересы доверителей, подав соответствующую жалобу через налоговый орган, который вынес такое решение. Апелляционную жалобу необходимо подать до дня вступления в силу обжалуемого решения, в иных случаях предусмотрен срок в один календарный год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, либо со дня вынесения обжалуемого решения.

При подаче жалобы налоговый адвокат должен соблюсти требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы ( ст. 139.2 НК РФ). Жалобу необходимо подписать и в обязательном порядке приложить: доверенность, подтверждающую полномочия; документы, обосновывающие правомерность действий доверителя; при необходимости также ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы. Указанные условия необходимо соблюсти во избежание оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения ( ст. 139.3 НК РФ).

Некоторые стандартные претензии не говорят об уклонении компании от уплаты налогов: смена юридического адреса, открытие множества расчетных счетов или аутсорсинг услуг.

Привлечение компании на аутсорсинг не говорит, что компания является фирмой-однодневкой. Одним из широко используемых видов аутсорсинга в мире является аутсорсинг учетных функций (бухгалтерского, налогового и кадрового учета) — это частный случай аутсорсинга бизнес-процессов и один из способов бухгалтерского обеспечения деятельности предприятия.

Он подразумевает вынесение функций, связанных с организацией, ведением кадрового, бухгалтерского и налогового учета и составлением отчетности на предприятии, за пределы компании, передачу их для исполнения аутсорсеру. В отличие от бухгалтерских услуг, оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельной.

Возможность заключения договора аутсорсинга подтверждается законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

перемещение компаний (более 2 раз в год) может свидетельствовать о признаках нестабильной работы и фирме-однодневке.

Изменение места нахождения организации является основанием для снятия ее с учета налоговым органом, в котором организация состояла на учете. На это налоговикам согласно п. 4 ст. 84 НК РФ дается пять рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту ее нахождения производится на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Компания может открывать большое количество счетов, что связано:

  • с наличием обособленных структурных подразделений в разных регионах;

  • наличие достаточно больших проектов, по каждому из которых важно собрать расходы.

Однозначных пунктов, которые говорят, что фирма является однодневкой, нет, однако с 19 августа 2017 вступила в силу новая статья НК – 54.1, регламентирующая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов и взносов. Она введена в действие Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 54.1 НК РФ предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

По мнению ФНС, признаки такого искажения следующие:

  • создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение спецрежимов;

  • совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;

  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

  • нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Налогоплательщики используют:

  • неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;

  • отражение налогоплательщиком в регистрах БУ и НУ заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Однако важно помнить, что от результатов допроса может зависеть очень многое. Здесь масса нюансов.

Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку.

Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не в пользу налогоплательщика, тем более, если рассматриваются его связи с фирмами однодневками.

Например, в ходе проверки исследуются отношения налогоплательщика и его сомнительных контрагентов. Руководителей таких контрагентов вызывают на допросы. Неявка на допрос в этом случае трактуется как подтверждение предположений отсутствия фактических отношений (проще говоря, нет подтверждения факта поставки, факта выполнения работ и т.п.).

Конечно, это не единственное доказательство в пользу подобных выводов. Здесь формируется целая группа косвенных доказательств, среди которых отсутствие у контрагента работников, имущества, офиса, отсутствие отчетности, особенности движения денежных средств по счету в банке и т.п.

Другой пример: неявка генерального директора или главного бухгалтера по вопросам возмещения НДС может стать причиной отказа в возврате или зачете налога.

После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.

С другой стороны, многие не без причины полагают, что лучше заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля и сказать лишнего. Здесь нужна предварительная консультация специалиста.

Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать.

Не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.

Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать, лучше как следует подготовиться: посмотреть документы, навести справки у иных лиц, проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.

Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).

В этих случаях предварительная консультация налоговых юристов обережет от неправильных действий и негативных последствий;

В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.

Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.

Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.

Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?

На неудобные вопросы не надо размышлять вслух, это может привести инспектора в состояние необходимости уточнить какие-либо обстоятельства.

В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.

В практике имеют место быть случаи, когда инспектор умышленно изменяет суть ответов свидетеля и в нужном для себя ключе отражает это в протоколе.

Также в практике бывают случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля.

Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.

В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.

Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос.

На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.

Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует (сидите, мол, и слушайте, только не мешайте), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить «простого юриста».

Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.

Можно ли на допрос отправить вместо себя адвоката или представителя по доверенности?

Участие адвоката или иного консультанта лишним при допросе свидетеля никогда не будет. Отвечать за свидетеля представитель, конечно, не вправе, но квалифицированный представитель будет видеть некорректные вопросы, не позволит оказывать давление на свидетеля, либо может пресечь действия инспектора, превышающего полномочия.

Так, адвокат (представитель) может следить за тем, чтобы допрос не проводился слишком долго, помогать с ответами свидетелю, который и будет потом транслировать их инспектору, проверить правильно ли записаны ответы свидетеля в протоколе.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector