Как готовиться к публичному выступлению учить наизусть

Тексты

Давайте разберем стратегию недословного запоминания текста. Пошаговый алгоритм:

  1. Читаем текст целиком, понимаем и создаем скелет этого текста.

  2. Находим факты / важную информацию и кодируем ее в образы.

  3. Запоминаем информацию.

  4. Воспроизводим по памяти и исправляем ошибки.

  5. Используем систему интервальных повторений (СИП), если хотим сохранить информацию надолго (о ней подробно — в седьмой главе).

Дельфины

Несмотря на то что дельфины обитают в воде, они относятся вовсе не к рыбам, а к млекопитающим. Они, как и человек, дышат легкими, рожают детенышей и выкармливают их материнским молоком.

Тело дельфинов идеально приспособлено для движения в воде и позволяет им очень быстро плавать. Этому также помогает очень эластичная и гладкая кожа, благодаря маслянистым выделениям, облегчающим скольжение в воде.

Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными.

Дельфины умеют «разговаривать». Общаясь между собой, они издают звуки, похожие на свист или щебетание. С помощью этих звуков они исследуют обстановку, сообщают друг другу о препятствиях и добыче. Дельфины способны к присваиванию и распознаванию имен.

Действуем по алгоритму:

  1. Тут все понятно, текст про дельфинов, про их строение, питание и особенности.

  2. Я выделил такие факты:

Дельфины

Образы, которые подобрал: легкие, младенец с бутылкой молока, кусок кожи в масле, рыба моллюски раки, громкоговоритель, стенка из кирпичей и аквариум с рыбами, бейджик с именем.

  1. Есть несколько способов запомнить этот текст, я выбрал самый любимый — дворцы памяти. И разместил все полученные образы на локациях.

  2. По памяти пересказал своими словами текст и сравнил с оригиналом, чтобы посмотреть — не напутал ли я с фактами.

  3. Интервальные повторения (важно! Пересказ делаем по образам) для сохранения этого текста на долгий промежуток времени.

Если вы хотите пересказать текст более детально, то просто сделайте больше образов.

Этап второй — презентация

На подготовительном этапе важнее всего знать две вещи: тему будущего выступления и степень погруженности вашей аудитории в эту тему. Если вы выступаете перед новичками, будьте готовы «разжевывать» материал. Если перед вами сидят профессионалы, то говорить об азах не стоит, приготовьтесь дать публике контент более высокого уровня. Помните, внимание человека привлекают только новые для него вещи.

Следующий важный момент — отношение аудитории к теме. Идеальный вариант — положительный настрой слушателей, совсем другое дело — ярко выраженное негативное мнение, что потребует от оратора более тщательного налаживания контакта, работы с возражениями и подбора качественной аргументации.

В учебниках по ораторскому мастерству часто советуют узнавать гендерный и возрастной состав аудитории. Так, молодая аудитория (в возрасте 15-22 лет) более живая и динамичная, но она требует при этом постоянного интерактива и «фишек». Чтобы презентация имела успех, вам потребуется драйв и знание ценностей и интересов аудитории.

Спикер всегда похож на рыбака с удочкой, аудитория — его рыба. Если идти на рыбалку с «голым крючком», улов будет скромным. Под «голым крючком» я понимаю только рациональные факты, доводы, воздействие на логическую составляющую аудитории. «Наживка» — эмоциональные истории, метафоры, примеры, это цепляет аудиторию и фиксирует ее внимание.

Предлагаем ознакомиться:  Как узаконить дом на садовом участке

За несколько минут до выступления стоит немного размяться физически, чтобы снять нервное напряжение, потренировать голос и, конечно, вспомнить цель предстоящей презентации. Отсутствие четкой цели — одна из самых распространенных ошибок спикеров, которые зачастую просто набрасывают в слайды информационные блоки, превращая презентацию в поток мыслей без четкой задачи и проблематизации.

Вступление

В убеждающей речи должно быть вступление, где вы представляетесь, называете свои основные достижения, озвучиваете тему вашего спича и даете краткое резюме предстоящего выступления. Уместно, но не обязательно обозначить регламент презентации. Если вы выступаете в кругу коллег, знакомых с вами и вашими заслугами, эту часть можно опустить. Но вот чего точно делать нельзя, так это не озвучить в самом начале тему выступления. Об этом часто забывают неопытные спикеры.

Проблематизация

Также аудиторию нужно сразу замотивировать на прослушивание вашей речи. Как? Например, через проблематизацию. Этот прием часто используется в рекламе: сначала обозначается проблема (море грязной посуды, головная боль, слабый иммунитет и т д.), а лишь затем предлагается ее решение. В презентации схожие законы жанра. Задача проблематизации — создать в аудитории психологическое напряжение, подготовить ее к восприятию предлагаемого вами решения.

Решения проблемы

В основной части выступления вы, как правило, предлагаете свои решения. Здесь до 70-80% контента должна составлять аргументация. Но не только рациональные цифры и логика. Используйте все доступные способы воздействия на слушателей: статистику, факты, эмоции, метафоры. Постарайтесь отойти от сухого набора фактов и статистики, приводите больше живых примеров из практики.

Заключение

В заключительной части важно подвести итоги, повторить основные тезисы выступления, потому что лучше всего аудитория запоминает начало и конец. Приемлемый вариант — закончить презентацию призывом к действию или пожеланием. Типичная ошибка заключения — обрывистый финал, фразы из серии: «Спасибо, я закончил» или «Благодарю за внимание». Эти фразы нужно убрать, приучите себя к обязательному подведению итогов.

Выступление — форма

Визуальный контакт

У презентующего обязательно должен быть визуальный контакт с аудиторией: нужно следить, что происходит в зале в каждый момент вашей презентации. Если кто-то отвлекся, переключил свое внимание на мобильный телефон, задержитесь на нем взглядом, дайте ему возможность включиться. Аудитории всегда приятно, когда на них смотрит спикер, в этот момент слушателю кажется, что оратор обращается только к нему, только ему единственному во всем зале рассказывает материал.

Типичная визуальная ошибка — спикеры смотрят в центр зала, совершенно забывая про края. Почему так происходит? Во-первых, из-за волнения и страха увидеть реакцию аудитории. Во-вторых, некоторым ораторам удобно говорить и «искать идеи» не в глазах слушателей, а в так называемом внутреннем «виртуальном экране» (потолок, пол, различные углы зала, места, откуда черпаются мысли).

Энергетика

Давайте представим, что вы слушаете презентацию Стива Джобса. На что бы вы обратили внимание, кроме контента? На форму: на то, насколько уверено двигается спикер, насколько свободно его тело. Неуверенность в собственных силах, страх, зажатость отчетливо проявляются в поведении выступающего, и аудитория сразу это видит.

На что еще реагирует аудитория? На энергетику, которая есть у всех хороших спикеров. Человека с мощным внутренним зарядом всегда дослушивают до конца, он умеет вывести слушателей из состояния равновесия. Энергетика заразна, она передается от спикера к аудитории. К сожалению, энергетика — это беда современных российских спикеров.

Предлагаем ознакомиться:  В течении какого срока осуществляется возврат наличными || Пересил соотеч в прим крвй родем

Большинство из них уделяют мало времени тренировкам, в результате чего выступают вяло. Неподготовленному спикеру в 80% случаев свойственно говорить спокойно, но для презентации такой уровень энергетики недопустим. А ведь внутренний заряд помогает быть убедительным и вдохновляющим. Даже если вы по природе спокойный человек, есть упражнения, позволяющие раскрыть темперамент.

О чем важно помнить во время выступления? О голосе. Он у вас слабый или сильный? Высокий или низкий? Громкий или тихий? Чем ниже голос, тем больше в нем слышится статуса, чем выше голос, тем моложе кажется спикер. Часто у слушателей складывается впечатление, что человек с высоким голосом не очень компетентен, его даже можно принять за начинающего сотрудника.

Темп речи

Обращайте внимание и на скорость вашей речи. Если говорить слишком быстро, аудитории будет трудно разобрать смысл сказанного, уследить за потоком мыслей спикера. В начале выступления темп речи, как правило, увеличивается — от страха и внутреннего желания отговорить свой текст и исчезнуть со сцены. Но в процессе, когда оратор настраивается на аудиторию, начинает видеть глаза конкретных людей, общаться с залом, темп его речи выравнивается.

Акценты

Еще одна важная составляющая формы — умение выделять голосом важные смысловые куски и делать на них акценты. Частые ошибки, связанные с этим умением: либо отсутствие акцентов в принципе, либо их чрезмерное количество (некоторые спикеры выделяют все слова в предложении). Кроме акцентов в речи выступающего важны паузы.

Как готовиться к публичному выступлению учить наизусть

Простота

Частая ошибка многих неподготовленных спикеров — использование сложных длинных предложений с обилием профессиональной лексики и англиканизмов. Как правило, таким образом спикер пытается прикрыть недостаток знаний в той или иной области. Ему кажется, что это умные слова помогут ему звучать компетентно, но по факту это только запутывает аудиторию.

Психолог Миллер подсчитал, что в устном предложении должно быть примерно семь слов, а 20-30 слов на слух воспринять практически невозможно. Если в письменной речи мы можем сделать предложение длиною в абзац, то в устной речи это недопустимо: когда человек дослушивает такое предложение до конца, он забывает, что было в начале.

Стив Джобс говорил короткими предложениями, а Билл Гейтс — длинными. Часто для первых лиц компании речи пишут помощники, которые руководствуются законами письменного текста, вставляя в презентацию длинные предложения со сложными оборотами. Поэтому аудитории трудно в итоге воспринять информацию. Всегда лучше самим готовить себе речь.

Визуализация

Сегодня ни одна презентация не обходится без сопутствующего визуального материала. Зачем вообще нужны слайды при выступлении? Во-первых, они убеждают, во-вторых — информируют, в-третьих — удивляют, поэтому слайды должны привлекать внимание. Чтобы удивить, можно поместить на слайды картинки, это цепляет внимание, дает четкий, емкий, хорошо запоминающийся образ. Информацию хорошо бы выстроить по ассоциации с картинкой.

Стихи

Пошаговый алгоритм для запоминания стихов:

  1. Прочитываем стих один раз.

  2. Читаем первую строчку и кодируем ее в образ.

  3. Образ размещаем на локации.

  4. Рассматривая образ на локации, проговариваем всю строчку целиком три–пять раз.

  5. Читаем вторую строчку, кодируем ее в образ и проделы ваем пункты 3–4.

  6. Проговариваем две строчки вместе по памяти три–пять раз.

  7. То же проделываем с третьей и четвертой строчками, а затем повторяем все четверостишие три–пять раз по памяти.

Предлагаем ознакомиться:  Куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО

Шекспир. Сонет 130

Ее глаза на звезды не похожи,Нельзя уста кораллами назвать,Не белоснежна плеч открытых кожа,И черной проволокой вьется прядь.

  1. Читаем один раз все четверостишие целиком.

  2. Кодируем первую строчку в образ (ы). Например, морская звезда с глазами.

  3. Размещаем на выбранной локации. Например, на телевизоре сидит морская звезда с глазами.

  4. Рассматриваем эту картинку и три–пять раз проговариваем первую строчку целиком.

  5. Кодируем вторую строчку в образ (ы). Например, кораллы с ртом.

  6. Размещаем на локации. Например, на столе много кораллов, и у всех есть рот. Рассматриваем эту картинку и три–пять раз проговариваем вторую строчку целиком.

  7. По памяти проговариваем первую и вторую строчки.

  8. То же самое делаем с третьей и четвертой строчками и затем четверостишие прогоняем целиком.

Вообще, стихи уже сами по себе запоминаются хорошо за счет рифмы. Забываются именно последовательности блоков.

Помните, как, стоя у доски на уроке литературы, когда мы не могли вспомнить продолжение стиха, кто-нибудь из одноклассников подсказывал первые слова другого четверостишия, и все сразу вспоминалось? Уверен, что такое было если не у каждого, то у большинства точно. По этому вот альтернативный вариант запоминания стихов:

  1. Запоминаем привычным способом. За счет рифмы это делается просто.

  2. Кодируем первую строчку первого четверостишия в образ.

  3. Кодируем первую строчку второго и других четверостиший в образы.

  4. Размещаем образы на локациях или соединяем методом «Цепочка».

  5. Проговариваем стих по памяти три–пять раз.

У меня быстрее получается запоминать все-таки первым вариантом. Попробуйте два способа, засеките время и решите, какой стратегией будете пользоваться в дальнейшем.

Кстати, если решите запоминать другие виды текстов дословно, то вам нужно просто следовать алгоритму, который описан для стихов. […]

Публичные выступления

Если вас приглашают куда-то выступить, значит, вы являетесь экспертом в какой-то области и для выступления будете готовить только тезисы какие-то точные данные. Поэтому тут все очень просто. Тезисы и данные кодируете в образы и размещаете их на локациях.

Все. Даже если вам будут во время выступления мешать или, отвечая на вопросы, вы собьетесь с плана выступления, то вам не нужно будет бежать за листком и смотреть — что же там у нас дальше по плану? Нет, вы, как профессионал высокого класса, просто продолжите выступление с того места, где остановились ранее. Почему? Потому что весь план у вас будет постоянно «перед глазами».

Как готовиться к публичному выступлению учить наизустьhttps://www.youtube.com/watch?v=cGePU6FFYj0

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Где можно учиться по теме #память

Семинар

Суперпамять для учебы, работы и бизнеса. Лекция-тренинг

2 окт 2019 в 19:30

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Adblock detector